×
Traktatov.net » Артиллерия » Читать онлайн
Страница 13 из 256 Настройки

Русские мастера

В XV и XVI веках на Руси уже работали замечательные пушечных дел мастера. Многие из них остались безвестными; об их искусстве говорят только уцелевшие до наших дней старинные русские орудия. История сохранила, однако, память о выдающемся мастере Андрее Чохове. Он жил при Иване Грозном и его преемниках, работал в Москве на Пушечном дворе и отлил много замечательных орудий. Самое известное из них – "Царь–пушка", которая сохранилась до наших дней и сейчас стоит в Кремле. Она была отлита в 1586 году.

Рис. 11. Осадная башня "Асцид–дракон"


Западноевропейские мастера придавали большое значение показной, внешней стороне дела; они старались сделать орудие пострашнее на вид. Для этого они, к примеру, оплетали ивовыми прутьями осадную башню, приделывали ей крылья, раскрашивали ее, чтобы она была похожа на сказочное чудовище, а на башне ставили маленькие, слабенькие орудия. Таков был "Аспид–дракон", изображенный на рис. 11.


Заграничные мастера, конечно, совершенствовали устройство орудий: они сделали бомбарду более легкой, положили ее на дубовый станок, приделали к нему колеса; наводить орудие стало удобнее. Вместо того, чтобы сваривать орудия из железных полос, их стали отливать из бронзы; прочность орудийных стволов от этого значительно повысилась.


Русские мастера не только не отставали от западноевропейских, но и опережали их. Мысль наших мастеров работала преимущественно над коренным усовершенствованием орудий: русские пушкари думали о том, как удобнее заряжать орудие, как заставить снаряд лететь дальше. Кроме того, отливая орудия из бронзы, они заботились не только о правильности формы орудия, но и о красоте его внешней отделки. Взгляните, как красиво сделан ствол русской "гафуницы" XVII века (рис. 12),

Рис. 12. Русская бронзовая "гафуница" XVII века


Как же заряжалось орудие в те времена? Затвора у орудия не было. Пушкарь становился перед орудием спиной к неприятелю, закладывал в орудие сначала заряд пороха и забивал его войлочным пыжом, а потом вкладывал снаряд. После этого производилась наводка орудия в цель.

Рис. 13. Русская нарезная пищаль начала XVII века с клиновым затвором


Затем на специальную площадку на стволе орудия, которая называлась полкой, насыпали небольшое количество пороха. К этому пороху подносили горящий фитиль, укрепленный на длинной рукоятке. Порох на полке загорался, и через запальное отверстие, просверленное в стенке ствола, огонь передавался боевому заряду. Происходил выстрел. Ядро летело вперед, а орудие в силу отдачи откатывалось на несколько шагов назад.


После выстрела пушкари вручную накатывали орудие на прежнее . место, промывали канал ствола орудия водой при помощи банника – большой круглой щетки, насаженной на длинное древко. Для этого снова приходилось становиться к неприятелю спиной. Только "пробанив" ствол, то есть очистив его от несгоревших частичек пороха, копоти и грязи, можно было снова зарядить орудие.

Рис. 14. Русская пищаль начала XVII века с ввинчивающимся затвором


В начале XVII века русские мастера создали орудия с затворами: пищаль (пушку) с выдвижным затвором в виде клина и другую пищаль с ввинчивающимся затвором – прообразом современного поршневого затвора (рис. 13 и 14).