Телесно ощущаемое чувствование заключает в себе сложную систему постоянно меняющихся нюансов. Испытываемые нами чувства, как правило, гораздо более неуловимы, сложны и запутанны, чем это можно было бы передать словами. Читая приведенные ниже фразы, представьте, насколько больше вы могли бы почувствовать по сравнению с тем, как это выражено словами: «Вы смотрите на вершину горы, залитую солнечным светом; вы видите голубое летнее небо с мягкими белыми облаками; горчица капает вам на рубашку как раз в то время, когда вы собираетесь на праздник; вы чувствуете мелкие брызги воды на своем лице, когда океанский прибой разбивается о камни и скалы; вы прикасаетесь к лепесткам распускающейся розы или к травинке, усыпанной каплями утренней росы; вы слушаете концерт Брамса; вы видите, как группа ярко одетых детей поет народные песни; вы идете вдоль по деревенской дороге; вы с удовольствием проводите время со своим другом». Можно представить, что вы прожили день без каких-либо эмоций, но жизнь без телесно ощущаемого чувствования не просто трудно вообразить, она совершенно невозможна. Жить без телесно ощущаемого чувствования — значит, лишиться самого основного чувства — чувства, что мы живем.
Телесно ощущаемое чувствование иногда бывает неопределенным, всегда сложным и постоянно меняющимся. Оно постоянно движется, перемещается и трансформируется. Оно может варьировать по интенсивности и ясности, позволяя нам изменять свое восприятие. Оно делает это, предоставляя нам процесс, а также все необходимое, чтобы мы могли измениться. Благодаря телесно ощущаемому чувствованию мы способны двигаться, приобретать новую информацию, устанавливать взаимосвязи друг с другом и, в конце концов, узнавать, кем мы являемся. Оно настолько неотъемлемо присуще нашему общему ощущению себя как человеческих существ, что мы принимаем его, как должное, порой даже не замечая, что оно существует до тех пор, пока не обратим на него пристального внимания.
И хотя я стал в гораздо большей степени осознавать собственные телесные ощущения, я все же нахожу, что нуждаюсь в некотором процессе, чтобы еще больше углубиться в телесно ощущаемое чувствование. И вы можете убедиться в этом сами, познакомившись с описанием обычного дня из жизни Питера.
Я возвращаюсь домой из города в конце загруженного дня, полного всяких дел, и сразу же тяну руку к пульту от телевизора. Но прежде, чем нажать кнопку, я напоминаю себе повременить с этим привычным способом отвлечения своего внимания и заглянуть внутрь себя. Вначале я осознаю множество бегущих мыслей. Они похожи на мушиный рой. Я позволяю этому неприятному качеству проникнуть в мое сознание. Жужжание усиливается, и мое внимание переключается на напряженность, присутствующую в моем теле — особенно в груди. Некоторое время спустя я начинаю замечать области дискомфорта и боли — мне кажется, что они перемещаются взад и вперед. Я замечаю, что бег моих мыслей немного затихает, если я начинаю дышать легче и глубже. Я вижу мимолетные образы событий сегодняшнего дня. Проходит еще немного времени, и я начинаю чувствовать, как у меня в затылке нарастает боль. Я чувствую беспокойство — мои руки и ноги нервно подрагивают. Я думаю о том, что нужно встать и чем-нибудь заняться. Но вместо этого я продолжаю сидеть. Вскоре я замечаю, что моя голова хочет кивнуть. Это движение становится ритмичным, легким покачиванием. Я чувствую, как мои руки теплеют, и теперь, ощущая в них небольшое покалывание, я осознаю, какими холодными они были прежде. Я чувствую еле заметное тепло в области живота, которое распространяется и усиливается, привлекая мое внимание. Звонит телефон — его быстрая трель нервирует и раздражает меня. В моих руках появляется тревожное ощущение, которое затихает, когда я вижу птиц, поющих за моим окном. Следующая вещь, которая входит в мое сознание — это образ моего старого друга. Узнав его, я ощущаю теплые чувства. Я замечаю ощущение простора у себя в груди. В нем есть полнота, и он имеет округлую форму. Я переживаю это «чувствование образа» моего друга внутри того самого округлого простора. Ко всему этому я прилагаю слово «радость», ощущая спокойный, мягкий и пульсирующий поток, заполняющий собой мои руки и ноги, и я радуюсь (у меня появляется телесно ощущаемое чувство радости).