— Насколько я помню, это право ограничено целым рядом условий, Андрей Антонович… — сказал Гречко
— Ерунда. Условия можно создать! Я вчера весь день просидел на Старой Площади, в Международном отделе. Там умные люди работают, Сергей. От нас требуется только разработать военную часть операции, остальное сделает Международный отдел. С ТУДЕ[2] они сами поработают и с азербайджанским землячеством[3] связи хорошие налажены. Глаза боятся — а руки делают. Тебе сколько гулять осталось?
— Восемь дней, Андрей Антонович — автоматически ответил Соколов, понимая, что отпуск пропал. Но Гречко неожиданно улыбнулся.
— Ну, вот и лети, догуливай свой отпуск. Все лучше, чем в Москве легкие портить. А на досуге все хорошенько обдумай и как выйдешь на работу — сразу же ко мне. И представь кандидатуру, кто возглавит разработку и реализацию оперативного плана.
— Ивашутин, наверное — задумчиво сказал Соколов — тут работа как раз для разведчиков. И немаленькая.
— Э, нет… — твердо сказал Гречко — Ивашутин не подойдет. Нет.
— Почему?
— Ивашутин начальник ГРУ, он сам работать не будет, поручит кому-то. Чем больше звеньев в цепи — тем больше шанс, что она порвется. Ты знаком лично с кем-нибудь из аппарата ГРУ, кому можно доверить такое серьезное дело?
Соколов задумался… Перед глазами внезапно всплыл тот высокий, крепкий седой полковник, бывший СМЕРШевец. С этим человеком Соколов встречался, когда командовал Ленинградским военным округом. Фамилия… Горин кажется. Соколов помнил, что Горин был из ГРУ.
— Кажется, припоминаю одного… Горин, кажется фамилия…
— Горин? Владимир? — маршал Гречко прищурился — кажется, и я его помню. Еще по Германии. Он в СМЕРШе в свое время работал…
— Верно…
— А сейчас он в ГРУ работает?
— Кажется, да… Надо точнее узнать…
— Так и узнай. Как приедешь сразу и узнай. Если он в ГРУ — значит, подойдет.
— А как я его привлеку, Андрей Антонович? Через голову Ивашутина?
— Это мои проблемы — твердо сказал Гречко, поднимаясь со стула — ты главное разузнай про него. Если Горин подойдет, с Ивашутиным решу я.
Маршал Гречко пошел к двери, у порога внезапно остановился.
— Да Сергей… — Гречко несколько секунд помолчал, будто раздумывая говорить или нет, затем продолжил глухим, странным голосом — за операцию отвечаешь ты. Лично. И… если со мной что… операцию не прерывать. По приезду я тебя представлю людям в Международном отделе, с кем нужно работать…
— Андрей Антонович, вы о чем? — с трудом вымолвил потрясенный последними словами маршала Соколов
— Да так… Ни о чем… Странные дела творятся, странные… Ты езжай, Сергей, семья ждет…
Бесшумно закрылась дверь…
(4 октября 1903 — 26 апреля 1976) — советский военачальник, государственный и партийный деятель, Маршал Советского Союза. C 1953 главнокомандующий Группой советских войск в Германии. 1957 — Главнокомандующий Сухопутными войсками Советской Армии. В 1967–1976 министр обороны СССР.
Андрей Антонович Гречко родился 4 октября 1903 года в деревне Голодаевка (ныне село Куйбышево Куйбышевского района Ростовской области).