×
Traktatov.net » Исторические районы Петербурга от А до Я » Читать онлайн
Страница 358 из 378 Настройки

После смерти С.Г. Строганова имение перешло его сыну – меценату Александру Сергеевичу Строганову. В 1772 г. он увеличил территорию имения, купив у графа Я.А. Брюса дом около устья Черной речки и соседнюю «мызу Мандарову», принадлежавшую Лунину. В середине 1790-х гг., когда сын А.С. Строганова Павел, вернувшийся из-за границы, женился на Софье Владимировне Голицыной, дача на Черной речке получила дальнейшее развитие. На месте павильона, построенного Ринальди, появилось сооружение, известное под названием Строгановской дачи. Ее автором стал архитектор Ф.И. Демерцов, а спустя несколько лет дачу перестроил А.Н. Воронихин. Особенно эффектным был фасад дачи, выходивший на Большую Невку и украшенный колоннадой. От дачи к Большой Невке вела гранитная лестница-спуск, украшенная скульптурами львов и кентавров.

В 1827 г. из-за со строительства Строгановского моста и дороги, ведущей от него (ныне – ул. Академика Крылова), Строгановский парк разделился на две части. Его западная часть, бывшая «Мандорова мыза», стала собственностью дочерей С.В. Строгановой – Елизаветы и Аглаиды (в замужестве Салтыкова и Голицына). Западную оконечность Строгановского сада до середины XX в. ограничивал полукруглый Ферзин (с 1868 по 1883 г. – Ферзенский) переулок, впоследствии вошедший в состав улицы Савушкина. Его название, по всей видимости, связано с фамилией третьей дочери – Ольги, вышедшей замуж в 1829 г. за ротмистра Кавалергардского полка Павла Карловича Ферзена.

Облик дачи Строганова на Черной речке в начале ХХ в.


В середине XIX в. старинная Строгановская усадьба стала приходить в упадок. Последующие владельцы стали сдавать тут внаем дачные участки. Строгановскую дачу – творение архитектора А.Н. Воронихина – превратили в доходный дом. В 1908 г. он сгорел, однако капитальные стены первого этажа дома сохранялись еще до конца 1950-х гг. Старинные львы, до начала ХХ в. украшавшие вход в особняк, потом долго «путешествовали» по городу. Они оказались в районе Путиловского завода, а в конце 1920-х гг. их установили на стрелке Елагина острова – бывшем знаменитом «пуанте»…

Что же касается дачи Елизаветы Салтыковой, то ее постройки, являющиеся замечательным образцом неоготической архитектуры, сохранилась до наших дней возле станции метро «Черная речка». Уцелели главный дом (ул. Академика Крылова, 4), служебные корпуса и ворота (1837 – 1843, архитекторы П.С. Садовников, Г.Э. Боссе).

Когда-то Черная речка была одной из ближайших к столице популярных дачных местностей, преимущественно для небогатого служивого люда. Бывало, Пушкин с семьей снимали здесь дачу. Потом репутация Черной речки стала ухудшаться, особенно после того, как соседняя Новая Деревня приобрела разгульный характер.

«Цыганской резиденцией» называли Черную речку столичные газеты. «Цыгане и барыни, барыни и цыгане – вот лозунг нашей жизни, – описывал Черную речку обозреватель „Петербургской газеты“ в июле 1886 г. – Первые дают за собой волочиться, вторые волочатся в Строгоновском саду. Ежедневно здесь происходят сцены между рогоносцами-мужьями и шустрыми супружницами. Жалуются сильно дачники и на обилие тут проживающих актеров с громоподобными голосами: дескать, стены у дач тоньше листа почтовой бумаги, а лицедеи распевают наподобие труб иерихонских».