×
Traktatov.net » Невидимая рука… банков » Читать онлайн
Страница 21 из 123 Настройки

В итоге Англо-бурская война оказалась столь же разрушительной для Великобритании, как столетие спустя война в Ираке станет для Соединенных Штатов. Буры отчаянно сражались, используя тактику нерегулярной или асимметричной войны против соперника, с гораздо лучшей экипировкой. Англия по традиции перебрасывала туда свои войска из других колоний. Буры были быстры и очень мобильны, как партизанская сила, с новыми бездымными патронами в своих немецких винтовках Mauser, которые позволяли стрелкам оставаться незамеченными.

Буры использовали тактику нанесения коротких ударов, которая не только привела к непозволительным для британцев потерям, но и полностью разбила взгляды империи на «честное сражение», войну, в которой сражаются «джентльмены». Буры не были джентльменами; они сражались за свою землю и свои дома.

Война тянулась горьких три года, и номинальная победа Англии оказалась пирровой. Она продемонстрировала всему миру, что самая могущественная на земле империя оказалась неспособна победить мелкие и хуже экипированные военные отряды, полные решимости защищать свою родину, – урок, который американская элита горько выучит во Вьетнаме в 1970-х годах.

По мере того, как затраты и жертвы в бурской кампании возрастали, генералы Ее Величества упрямо настаивали, что победа близка. Британское общественное мнение недовольно бурлило. Из-за британской некомпетентности и пренебрежения приблизительно 25 тысяч буров и 14 тысяч аборигенов (в основном женщин и детей) скончались в концентрационных лагерях – новый термин, который сначала появился в контексте гражданского интернирования во время этой войны. Англо-бурская война стала водоразделом, после которого началось долгое падение имперской идеи в Англии[33].

Два соперника Англии в борьбе за глобальное превосходство

Когда Англия уже демонстрировала признаки окончательного разложения, возникли претенденты, которые могли бы исполнять роль Британской империи: два ее потенциальных соперника, казавшихся сначала почти незначительными. Первым был немецкий Рейх. Хотя в 1900 году мало кто среди немецкой элиты думал об опережении Британии, индустриальный рост Германии, ее образовательная система и наука уже оставили Англию далеко позади. У Англии почти не оставалось влияния, за исключением роли Лондона в качестве лидера в мировой торговле.

Вторым, находящимся на стадии становления, претендентом на роль доминирующей глобальной империи были Соединенные Штаты Америки. В 1898–1899 годах Америка только что провела свою первую имперскую войну против Испании за Филиппины и Кубу.

Необъявленное геополитическое соревнование Великобритании, Германии и Америки потребует тридцать лет и две мировые войны и только тогда разрешится окончательно[34]. В Америке элита, которая управляла Денежным трестом и крупными индустриальными трестами вокруг Моргана, Рокфеллера, Харримана, Шиффа и других, начинала рассматривать возможности, как достичь реальной глобальной власти.

В 1902 году Брукс Адамс, внук президента Джона Куинси Адамса и один из самых горячих и влиятельных апологетов Американской империи, писал: «В течение прошлого десятилетия мир пересек один из тех периодических кризисов, которые сопутствуют изменению в социальном равновесии. Место энергии мигрировало от Европы к Америке… Американское превосходство стало возможным только через прикладную науку… Ничто и никогда не сравнилось с экономикой и энергией администраций великих американских корпораций».