Ответом на такого рода действия УПА могли быть соответствующие мероприятия госбезопасности и органов внутренних дел УССР.
Например, 28 октября 1947 года Л. Каганович, Н. Хрущёв и В. Абакумов докладывали И.В. Сталину «О борьбе с подпольным движением в западных областях Украины»:
«Чекисты и оперативные войска МГБ проделали значительную работу по борьбе с националистическим оуновским подпольем и его вооружёнными бандами в западных областях Украинской ССР.
За 9 месяцев 1947 года захвачены живыми при боевых операциях и арестованы 13 107 и убиты 3391 бандитов. Из этого числа убиты и арестованы 1103 руководящих лиц оуновского подполья и банд.
За это же время захвачено у бандитов оружия: пушек, противотанковых ружей, миномётов — 23, пулемётов — 259, автоматов — 1544, винтовок — 2966, пистолетов — 1855, гранат — 3458, мин — 2782, раций — 7 и патронов около 500 000.
21–22 октября 1947 года была проведена операция по выселению семей осуждённых, убитых и находящихся на нелегальном положении бандитов. Выселено 77 806 человек, т.е. 26 644 семьи.
В проведении этой операции принимали участие свыше 40 000 чекистов, офицеров и солдат войск МТБ…» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1516).
Что ж, о преступлениях оуновцев, бандеровцев, повстанцев можно говорить долго и упорно. И это притом, что сами они уже многое запамятовали…
Как пишет доктор исторических наук, профессор Л.А. Поддубный, «В УПА существовал обычай освящения орудий убийства накануне «акции», для чего был создан т.н. институт «лесных» священников УАПЦ и УГКЦ. Эти священники были настоящими убийцами с крестами на груди. Они не только совершали религиозные обряды над грудами холодного оружия: топорами, вилами, косами, ножами, штыками и саблями, но и сами охотно пользовались ими, участвуя в кровавых оргиях участников «армии бессмертных».
Среди палачей СБ были свои чемпионы, которые по указанию таких, как Р. Шухевич, собственноручно умертвили сотни невинных людей.
Так, референт СБ Ковельского окружного провода ОУН «Федось» Микола Гаврилюк 2 марта 1946 года рассказал, что вместе с краевым референтом СБ Петром и следователем Борисом провёл чистку бригады УПА «Ярко», в процессе которой замучили 60 уповцев. Федось подчеркнул: «…Лично мною были задушено 100 неблагонадёжных участников ОУН, на территории Ковельского округа».
В «хронике СС стрелковой дивизии «Галичина», которая велась её Войсковой управой, имеется следующая запись: «20.03.44 г.: Есть на Волыни который, вероятно, уже в Галичине украинский повстанец, который бахвалится, что своей Мотузкой удавил 300 душ поляков. Его считают героем».
В приговоре суда от 21.03.1952 г. по обвинению следователя СБ Журавинского надрайонного провода ОУН И. Ленива констатировалось: «…за время своего пребывания в банде украинских буржуазных националистов подсудимый Ленив лично, сам убил, замучил и удушил различными способами около двухсот человек советских граждан — мужчин, женщин и стариков, а также присутствовал и принимал участие вместе с другими бандитами в убийстве свыше 50 человек — советских граждан. С целью удушения советских людей подсудимый Ленив всегда носил в кармане верёвку…».