Коль речь зашла об антиквариате, самое время вспомнить о банде клюквенников во главе с Михаилом Зацепиным. Как мы помним, свое последнее преступление эта шайка совершила в марте этого года, ограбив церковь в поселке Холуй Южского района Ивановской области. Это было самое крупное ограбление банды: они унесли предметов церковной утвари почти на 200 тысяч рублей. И вот спустя восемь месяцев бандиты вышли на новое дело. На этот раз их жертвой стала церковь Никольская в селе Пушкино Пушкинского района Московской области. Грабители проникли туда в ночь с 7 на 8 ноября , когда вся страна отмечала очередную годовщину Великого Октября. Однако на этот раз добыча преступников составила гораздо меньшую сумму, чем это было в марте: они украли иконы на сумму 4900 рублей и другую утварь на сумму 15 730 рублей.
Банда Зацепина просуществовала еще целый год, после чего была разоблачена. Причем вышли на след преступников отнюдь не по иконному делу. Зацепин с напарником попытались продать 200 платков импортного производства и были задержаны сотрудниками УБХСС ГУВД Москвы. Во время следствия неожиданно вскрылись иконные дела банды и были арестованы все ее участники.
Горбатый
В воскресенье, 11 ноября , в 19.55 по 1-й программе ЦТ стартовал показ телесериала (5 серий) Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Поскольку фильму сопутствовала большая рекламная кампания (главная фишка – участие в нем Владимира Высоцкого), аудитория в те часы собралась огромная – чуть ли не вся страна (потом объявят, что каждая новая серия фильма повышала нагрузку в одной Москве на четыреста тысяч киловатт).
Как мы помним, речь в фильме шла о борьбе МУРа в 1945 году с бандой «Черная кошка», во главе которой стоял бандит по кличке Горбатый. Между тем на момент премьеры фильма в советском криминальном мире имелся человек с таким же прозвищем. Правда, с киношным упырем этого человека связывало только это, а в остальном это были разные люди – современный Горбатый людей не убивал и специализировался исключительно на антиквариате. Звали этого человека Юрий Алексеев, он был вором в законе и проживал в Ленинграде.
Родители Алексеева происходили из знатного рода. Например, мать принадлежала к старинному питерскому роду дворян, однако при советской власти это не помешало ей сделать прекрасную карьеру – она была крупным банковским работником, хорошо знала семью Орджоникидзе, Рокоссовского. Ее крестным отцом стал знаменитый Степан Гиль – личный шофер Ленина. Однако благополучие семьи Алексеевых длилось до 37-го года, когда расстреляли главу семьи – главного механика крупного завода. После этого, чтобы спасти себя и сына от нищеты, мать Юрия вышла замуж вторично – за сына Иоанна Ярославского, епископа Ярославля. Однако уберечь сына от худого матери так и не удалось. В 1947 году Юрий вместе с одноклассниками украл дорогой воротник, на выручку от которого дети купили… молока. Когда воришек нашли, всех пожурили, а Юрия – как сына врага народа – отдали под суд. Срок он отбывал в детской трудовой колонии в Стрельне. Там и начались его воровские университеты. По словам самого же Юрия: «В колонии я вдруг ощутил себя среди людей. Дома я устал от политических скандалов, от рассказов о том, кто в каком подвале от НКВД отстреливался. Мне все это не нравилось. А в колонии – совсем другие темы, и люди были, с моей точки зрения, порядочные. Воры старого поколения рассказывали мне, как имели дела еще с Торгсинами, – все это было очень интересно…»